Сергей Князьков, газета «Красная Звезда», 28 февраля 2007г.

Романс... Как определяет «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, это небольшое вокальное произведение лирического характера. Как просто. Но для его истинных ценителей - это целый мир: неповторимый, волнующий, притягательный.
Романс нельзя слушать вполуха, стоя у плиты или не отрываясь от газеты. Потому что в романсе, в отличие от многих нынешних песен, огромное значение имеет слово и то, как исполнитель доносит его смысл до публики.

На протяжении многих десятилетий романс у нас был в загоне, одно время его вообще не выпускали на сцену, потому что у идеологов от культуры романс, наверное, вызывал ассоциацию с ушедшим дореволюционным миром, мелкобуржуазностью и пошлостью. Сейчас же романс не пускают на экраны телевизоров и в эфир FM-радиостанций потому, что он не вписывается в пресловутый «формат».
Но романс жив. Недавно в интервью «Литературной газете» художественный руководитель Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада», музыковед, пианистка, заслуженная артистка РФ Галина Преображенская так отозвалась о значении романса в нашей духовной жизни:

- Романс не панацея от всех бед, но он поистине облагораживает вас мелодичностью звуков, искренним переживанием певца. Если этими компонентами исполнитель обладает, то результат налицо: романс становится народным. Никоим образом не умаляя достоинств оперы, я все-таки считаю, что романс - это сердцевина могучего древа нашей музыкальной культуры.
Для Преображенской «Романсиада» - в первую очередь пропаганда подлинного искусства, очищающего от скверны, всего пошлого, низменного. По ее словам, она не противница поп-культуры: «Она бывает даже забавной». Правда, по мнению Галины Сергеевны, к культуре духа даже забавной отношения не имеет.

За десять лет существования конкурса «Романсиада» его лауреатами и дипломантами стали 140 исполнителей. Многие из них стали профессиональные певцы, их с восторгом встречают в концертных залах России и за рубежом. В их числе, безусловно, лауреат «Романсиады» 2002 года Ирина Крутова.
Ирина родилась 29 августа 1980 года в Волгодонске Ростовской области, ее родители работали на строительстве атомной электростанции (отец - строитель, мать - инженер). Корни у Ирины – Ставрополье (по отцовской линии) и Украине (по материнской линии). В возрасте 10 лет Ирина вместе с родителями переехала в станицу Варенниковская (под Анапу), где они проживают до сих пор.
- Певучесть Ирине скорее всего передалась по наследству, - рассказал «Красной звезде» супруг артистки, виртуозный балалаечник ансамбля солистов Национального академического оркестра народных инструментов России им. Осипова Иван Шрамков.

- Члены семьи Морозовых (прабабушки Ирины по материнской линии) обладали хорошими вокальными способностями и славились на всю округу как исполнители народных песен.
Ирина окончила детскую школу искусств, затем Новороссийское музыкальное училище им. Д. Шостаковича, поступила в Ростовскую государственную консерваторию, а в последствии продолжила образование в Москве, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. Ипполитова-Иванова (класс народного артиста России Е.И. Исакова), которое окончила в прошлом году. Уже в начале нового века она завоевывает не только почетные призы и награды авторитетного жюри, но и любовь, признание зрителей и статус «восходящей звезды русского романса». И, пожалуй, важнейший итог победы Ирины Крутовой в «Романсиаде» - знакомство и начало совместной работы с основателем и бессменным руководителем этого конкурса Галиной Преображенской. Блестящий эрудит, великолепный музыкант, чуткий, опытный наставник (и уж простите, ослепительно красивая женщина) Галина Сергеевна, веря в Ирину и понимая масштаб ее таланта, выступила инициатором и режиссером первой большой сольной концертной программы Крутовой. Это случилось 15 марта 2005 года в одном из самых престижных залов страны - Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Программа оказалась настолько удачной («Красная звезда» рассказывала об этом 22 марта 2005 года), что Ирина Крутова (при помощи благотворительного фонда «Романсиада» и вице-президента компании ТНК-ВР Владимира Руги) выпустила первый сольный компакт - диск «Помни обо мне» - запись концерта в зале им. П.И. Чайковского.

Эта концертная программа неоднократно исполнялась певицей на других площадках – в Москве, Казани, Дзержинске (Нижегородской области), Кирове, Ярославле, Уфе, Саратове, в других российских и не только российских городах. Талант Ирины покоряет не только искушенных зрителей, но и абсолютно, казалось бы, не подготовленных. Ирина с блеском выступала перед моряками Северного флота, в военных городках ракетчиков под Нижним Тагилом.
Вообще, молодой певице не чужда тема Отечества, воинского, патриотического служения ему. Крутова участвовала в программе Галины Преображенской «Музыка русского воинства», которая прошла в концертном зале им. П.И. Чайковского. Программа была столь хорошо принята ветеранами Великой Отечественной войны, воина Московского гарнизона, что ее повторили в театреъ
Эстрады.

Помимо исполнительской деятельности Ирина иногда берет на себя роль режиссера (программа «Война глазами женщины» и другие).
В ближайших творческих планах певицы — подготовка ретроспективы «советских романсов» — популярной музыки ХХ века, оригинальной авторской программы этнической вокальной музыки, запись этих программ на компакт-диск, подготовка и запись программы классического русского романса, элементы которой московские зрители могли оценить 18 февраля в Гнесинском концертном зале на Поварской. Ее название: «Помни обо мне».
Кто-то, возможно, удивится — «Название-то уже знакомое!»
Что ж, открою секрет. По словам Галины Преображенской, которая и на этот раз представляла певицу искушенной московской публике, романс на музыку и стихи популярного музыканта, аккомпаниатора 60-х годов ХХ века Сергея Бабова «Помни обо мне» - самый любимый у Ирины Крутовой (его мелодия даже стала звонком мобильного телефона певицы). И хотя название программы повторяется, она содержит ряд новых произведений, в 2005 году не исполнявшихся.
Первое отделение было представлено классикой - старинными русскими романсами ХIХ века А. Алябьева, А. Гурилева, П. Булахова, А. Варламова. Партия фортепьяно - Галина Преображенская. Во втором отделении Ирина познакомила слушателей с романсами Б. Фомина, Б. Прозоровского, Н. Зубова, Д. Ашкенази, Л. Лядовой и С. Бабова, написанными в начале и середине ХХ века. А аккомпанировавший певице во втором отделении заслуженный артист России Виктор Фридман подарил Ирине Крутовой свой романс, написанный совсем недавно.

Несмотря на сложность программы, молодая звезда была великолепна. Ее голос, блестящее сопрано, то возносился в неоглядную высь, то струился нежными, задушевными тонами в зал, к людям.
Очень важный момент при исполнении романса - обаяние. Научиться этому нельзя. У Крутовой обояние врожденное. На сцене она – воплощение женской сдержанной грации, достоинства. Певица живет романсом, из каждого произведения создает мини-спектакль. И зритель чутко откликается на мастерство молодой артистки. Концертный зал в тот вечер, как это уже было неоднократно, не скупился ни на аплодисменты, ни на цветы. Так горячо приветствуют лишь настоящее ИСКУССТВО.
Наверх