mos_sev-zap_29_2012_preСлово «романс» - старинное, в нем слышатся не только задумчивые аккорды фортепиано, грустное пение скрипки, но и чудится шелест платье, звон бокалов... Романс – это любовь и разлука, восторг и разочарование, жизнь и смерть. Все, чем наполнена биография любого человека.
Этот жанр бесподобно красив, как чисты и обворожительны голоса его исполнителей. Достаточно прийти в Дом романса, чтобы в этом убедиться. Впрочем, наверняка среди наших читателей немало тех, кто уже не раз побывал в здании на улице Берзарина.
Сегодня наш корреспондент беседует с директором Дома романса, заслуженной артисткой и заслуженным деятелем искусств России Галиной Преображенской.
- Рискну предположить, что вы живете и в прошлом, и в настоящем. Во-первых, романсу, ставшему вашим призванием, более двух столетий. Во-вторых, вы первая в России после 1917 года возродили традицию музыкальных салонов...
- Да, мне приятно ощущать себя где-то далеко, в «золотом веке» русской культуры. Счастлива, что у меня есть два друга - Пушкин и Чайковский, так украшающие мою жизнь! Но не могу сказать, что чувствую себя чужой и в нынешнем времени. Нравится, например, молодежь, с которой приходится работать. Среди них есть по-настоящему яркие личности и талантливые исполнители.


Но многое в современной жизни меня угнетает. Пожалуй, больше всего - катастрофическое оскудение и духовности, и просто человечности. Странно и печально, что главными персонажами становятся не творческие люди, созидатели и художники, а нравственные уроды, а часто и преступники. Появилось много фальши, дурного вкуса. Поражает засилье посредственных артистов, режиссеров, сценаристов, которые что только не вываливают на наши бедные головы! Но они объявляются суперзвездами, а созданное ими подается как нечто потрясающее, истинно современное.
- Пожалуй, уместно вспомнить, только в ином контексте, слова из известного стихотворения Мандельштама: «Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны...» Настоящее искусство живо, но кто слышит его тихий голос? Многим ли из ваших талантливых питомцев удалось «пробиться»?
- Такую блестящую карьеру, как у нашего первого лауреата Николая Баскова, не сделал никто. Однако многие из победителей «Романсиады» обрели и известность, и свою публику. Назову лишь некоторых из них: лауреат конкурса-2004 Марина Поплавская, ныне звезда нью-йоркской «Метрополитен-опера», солистка Большого театра Карина Сербина, победившая в 1998-м, лауреат 1999 года Герман Юкавский, ведущий артист Московского камерного музыкального театра, солисты Московской оперетты Максим Катырев и Павел Иванов, выигравшие конкурс в 2003 и 2011 годах.
- Казалось бы, ими надо гордиться, рассказывать о них...
- Наша публика не виновата в том, что знает о них немного - средства массовой информации, к несчастью, ориентированы на сплетни в гламурной упаковке и рекламу сомнительных изделий, места же для серьезного искусства не остается. Телевидение, в оправдание своей «попсово-криминальной» политики, оперирует туманными показателями рейтинга. В знак протеста множество людей, игнорируя телевизор, устремляются в театральные и концертные залы – это стало признаком хорошего тона. К примеру, наш ежегодный зимний фестиваль «Звезды Романсиады» в Колонном зале» проходит практически без рекламы и без телевизионных «подачек». Но наступает последняя суббота января - традиционный день фестиваля, и – полный аншлаг, зрители чуть ли не висят на люстрах, рвут лишний билет.
Для встреч с лауреатами «Романсиады» и с их зрителями я создавала и Дом романса, и несказанно рада тому, что он всегда полон. Есть также летнее продолжение музыкальных проектов Дома романса – концерты на романтической Лемешевской мемориальной поляне и на знаменитой Симфонической эстраде парка «Сокольники».
- Наверное, не все читатели знают, что «Романсиада» уже давно перешагнула границы России...
- Количество ее участников и география проведения постоянно растет. Проводятся Московские, Петербургские, Уральские, Эстонские, Литовские, Казахские, Узбекские, Сибирские этапы, но финал конкурса проходит всегда в Москве в декабре. Программа «Романсиады» включает в себя различные романсы, в том числе современные. Их создают, в частности, и наши звезды – композиторы Александра Пахмутова, Людмила Лядова, Александр Морозов, Сергей Никитин. Кроме того, есть фестиваль офицерского романса «Воинская Романсиада», конкурс создателей современного романса «Авторская Романсиада», конкурс вокалистов-любителей «Романсиада без границ» и детский конкурс «Надежда Романсиады».
Сейчас многие политики спорят, что может реально объединить людей, а президент России выдвинул идею создания единого евро-азиатского пространства. Но если взглянуть на вещи объективно, то «Романсиада» выполняет эту миссию на протяжении уже полутора десятилетий. Это ли не пример высокой объединяющей силы искусства?
- Северо-Западный округ можно считать местом, где расцветают и во весь голос звучат таланты. Давайте вспомним, как здесь обосновался Дом романса. Кстати, вы же тоже живете в этих местах?
- Я поселилась здесь в 1967 году, когда мои родители переехали в Москву из Ленинграда. И первое, что увидела в столице, была территория северо-запада. Здесь мне очень понравилось. Почему-то представляла, что и своего будущего мужа тоже встречу где-то здесь. Так и вышло...
У меня обострена интуиция, могу предвидеть некоторые события. Я часто проезжала мимо маленького заброшенного кинотеатра «Волна» на улице Берзарина, и как-то вскользь думала, что хорошо бы в нем обосноваться певцам и музыкантам.
Уже потом выяснилось, что и внутренний интерьер – «сталинский ампир» с его тяжеловесными колоннами, высокими окнами, мраморным полом – удивительно соответствует времени, когда создавали свои потрясающие романсы Борис Прозоровский, Юлий Хайт, Самуил и Дмитрий Покрассы, Борис Фомин, Сергей Бабов.
Не стану рассказывать, сколько прошений я написала, сколько высоких кабинетов обошла. Доказывала, убеждала... Оставлю «за кадром» количество мусора и грязи, вывезенных из помещения, и то, сколько нервов мне пришлось потратить на его восстановление.
Главное, что Дом романса открылся и живет. Зал хоть и невелик (150 мест), но он уютный, с прекрасной акустикой, где можно петь без микрофона. Романс ведь так и должен звучать - доверительно, почти интимно.
- Осенью Дому романса исполнится пять лет. Наверняка вы получите массу поздравлений, сейчас же хочу привести цитату из письма благодарного зрителя: «Здесь теплая, уютная обстановка любви к искусству. Доброжелательность руководства и сотрудников Дома романса с порога дают понять, что каждый посетитель - желанный гость, которого ожидает встреча с искренним, мастерским, а следовательно, настоящим искусством. Спасибо вам, Галина Сергеевна, за реализацию блестящей идеи. Верится, что у Дома романса сегодня, завтра и всегда будет Господнее благословение и человеческая любовь».
- Огромное спасибо за эти строки. Обязательно добавлю их в свой альбом, где, кстати, есть и такое забавное признание: «Кто не ходит на Галину, тот живет лишь в половину!»
Артистам, конечно же, приятно зрительское внимание, оно дает силы для дальнейшего творческого совершенствования. Постараемся ответить на искренность зрителей новыми интересными программами.
Пользуясь случаем, хочу выразить префектуре и Управлению культуры СЗАО, управе района Щукино благодарность за плодотворное сотрудничество и поддержку, которую они оказывают Дому романса. Надеюсь, наши теплые, дружеские отношения сохранятся и в дальнейшем.
- Вы упомянули о своих способностях предвидеть некоторые события. Однако наивно предполагать, что вы знали, как повернется жизнь...
- Я много лет работала концертмейстером Московской филармонии. Как пианистка выступала с такими известными исполнителями, как Бэла Руденко, Валентина Левко, Борис Штоколов. Но особенно запомнилось сотрудничество с Анатолием Соловьяненко. Это был не только замечательный артист, тенор с уникальным голосом, но и человек высочайшей культуры. Кстати, в нынешнем году исполняется 80 лет со дня рождения Анатолия Борисовича.
В том, что я увлеклась романсом, есть определенная закономерность - в репертуаре певцов, с которыми работала, было немало произведений этого жанра. И я была «очарована, околдована» романсом на всю жизнь.
- Любовь к музыке у вас, понятно, от мамы, Маргариты Сергеевны Преображенской, солистки Московской филармонии, лауреата Международного конкурса вокалистов имени Глинки...
- Да, у мамы был чудесный голос, восхищавший многих, и редкая музыкальность. Благодаря ей я сделал свой выбор. Отец, военный инженер, чемпион СССР по гребле на байдарках и каноэ и по вольной борьбе, впоследствии известный тренер, Сергей Андреевич Преображенский, оставил мне другое «наследство» - бойцовский характер. Всегда иду до конца, делаю все, что в моих силах, – разумеется, в своей области. Мы живем в жесткое и практичное время, когда можно надеяться лишь на собственные силы и на поддержку близких людей. Один из них – мой супруг Владимир Петрович, с которым мы вместе уже много лет.
- Романс – жанр романтический. В нем часто звучит мечта. Какая она у вас, Галина Сергеевна?
- Осуществить хотя бы часть моих творческих планов. И пусть мой любимый романс завоевывает новых поклонников в Северо-Западном округе, в Москве, в России и во всем мире!
Валерий ТУШИН

 

 

P.S. В день, когда состоялась эта беседа, на Лемешевской поляне в Серебряном Бору состоялся небольшой, но очень душевный – право, это слово подходит к романсу – концерт под названием «Семь красавиц». Многочисленных зрителей озаряло не только ласковое летнее солнце, но и радовало блистательное исполнение лауреатов различных конкурсов - Дарьи Коваленко, Елены Цой, Гульнары Куспаковой, Елены Калашник, Дианы Савельевой, Ульяны Разумной, Лилианы Марин. В роли ведущей и концертмейстера в очередной раз выступила Галина Преображенская.
Наградой этим ослепительным женщинам были бурные овации.

СПРАВКА

Дом романса – единственный не только в России, но и в мире. Он объединяет искусство профессионалов и любителей. Здесь проходят творческие вечера, концерты, мастер-классы, консультации. В Доме романса работают вокальная студия «Серебряный голос», поэтический клуб – для поэтов и чтецов, «Клуб любителей русского романса».
Здесь созданы библиотека музыкальной литературы и хранилище известных образцов жанра.

Идея конкурса молодых исполнителей русского романса принадлежит Галине Преображенской. Она же предложила и название – «Романсиада». Первый конкурс был проведен в 1997 году, его лауреатами стали Николай Басков, Дмитрий Шумейко - ныне солист Московской оперетты – и Надежда Оглу - в настоящее время солистка театра «Ромэн».

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного композитора Александра Дюбюка, автора многих замечательных романсов, среди которых «Если встречусь с тобой...», «Улица, улица, ты, брат, пьяна», «Не брани меня, родная», «Моя душечка». Его песни и романсы были необычайно популярны - звучали в императорских театрах и концертных залах, в ресторанах, их играли шарманщики и пели уличные певцы. Произведения Дюбюка входили в репертуар знаменитых российских исполнителей - Федора Шаляпина, Софьи Преображенской, Надежды Обуховой, Юрия Гуляева, Людмилы Зыкиной.

Фото в Никанова Дом романса

Москва. Северо-Запад №29/97
Наверх